вторник, 19 января 2016 г.

Заметки трагического оптимиста. Часть 11. Кооператив «Перспектива».

С разрешением кооперативов в 1989 году мне было дано разбогатеть. Первоначальным капиталом были лишь наши мозги и опыт неофициальной коммерческой деятельности. Мне пришла в голову простая мысль. Я работал на Балтике в торговом и рыболовецком флоте. Знал, что в каждом портовом городе огромные кладбища судов, отслуживших свой срок. Я предположил, что их можно приобрести на металлолом, который цениться за рубежом гораздо дороже, чем в СССР. Предложил идею двум своим коллегам по Научно техническому кооперативу Перспектива» Володе Корсетову и Саше Сндукову. Через райком комсомола добились кредита в госбанке (под 0,3 % годовых), купили списанный рыболовецкий траулер, продали его на металлолом в Испанию, закупили большую партию компьютеров, «одели» их программами, продали – в результате в восемьдесят девятом году лондонский журнал «Таймс» опубликовал на обложке мой портрет с текстом: Виктор Аксючиц – первый советский миллионер. Пишу об этом потому, что опыт коммерческой деятельности – обогащения и разорения – также многое открывал и в нашей действительности, и в самом себе. Понятно, что сохранение и приумножение капитала требует полной отдачи, но на радикальное изменение своей природы я не был способен. Вместе с тем, тратить большие деньги было приятно: помогали христианским фондам, ремонтировали храмы, организовали первый скаутский лагерь в России и вывезли своих детей в лагерь американских скаутов, послали 150 участников Международной христианской молодежной конференции в Париж, учредили христианский театр «Ковчег», который ставил перед собой задачу возрождения традиции русского классического театра. Надо сказать, что творчество друзей всегда помогало в духовном самостояньи и в собственном творчестве.


В кооперативе я организовал издание – сначала неофициально, а затем и официальное – религиозной и политической литературы массовым тиражом, в том числе журнала «Выбор», книг «Красный террор» С.П. Мельгунова, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына.
В 1988 году составил своего рода список насущной для издания литературы.

ЛИТЕРАТУРА
крайне необходимая для духовного оздоровления общества в России
Библия, Новый Завет, Комментарии к Священному Писанию, произведения Отцов Церкви (Патристика), произведения западных средневековых богословов.

Русская религиозная мысль ХХ века:
Вл. Соловьёв, В. Розанов, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, И. Ильин, Л. Шестов, В. Зеньковский, Н. Лосский, Г. Федотов, Г. Флоровский, А. Шмеман, И. Мейендорф – все произведения этих авторов, опубликованные в различных эмигрантских русских издательствах, в основном в «ИМКА-ПРЕСС». Жития христианских святых, жития новомученников российских.

Журналы русской эмиграции:
«Вестник РХД», «Русское возрождение», «Беседа», «Континент», «Грани». «Посев», «Вече».

Произведения русскоязычных авторов.
А.И. Солженицын – все работы, особенно «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо», «Публицистика». «Бодался телёнок с дубом», «Ленин в Цюрихе».
Р. Редлих – все работы, особенно «Сталинизм», «Советское общество».
Авторханов – все работы, особенно «История идеократии», «Тайна смерти Сталина», «Технология власти».
И. Бунин – «Под серпом и молотом, «Окаянные дни», «Воспоминания».
М. Цветаева – «Воспоминания».
Н. Мандельшам – «Воспоминания».
П. Струве – «Воспоминания» и все остальные произведения.
Хрущёв – «Воспоминания».
Гинзбург – «Крутой маршрут».
Вышеславцев – «Философская нищета марксизма».
И. Шафаревич – «Социализм, как явление мировой истории».
В.В. Леонтович – «История либерализма в России.
Геллер, Некрич – «Утопия у власти»
И. Солоневич – «Россия в концлагере», «Народная монархия» и др. произведения.
О. Волков – «Погружение во тьму».
Елагин – «Воспоминания».
НТС – «Программы союза солидаристов» по всем сферам.
Шмелёв «Солнце мёртвых».
Еп. Лука – «Дух и материя»
Марк Поповский – «Еп. Лука», «Беда и вина академика Вавилова».
Иван Ильин – все произведения, вся публицистика, особенно сборник «Наши задачи».

Переведённая литература:
Конквист – «Большой террор».
Шапиро – «История КПСС».
Клаус Менннерт  – «Советский человек».
Моуди – «Жизнь после жизни».
Оруэл – «1984», «Звероферма».
Кёстлер – «Мрак в полдень» или «Блистающая тьма».
А. Хайек – «Дорога к власти».
Ален Безансон – все произведения, особенно «Трактат по советологии», «Об идеологии».


Используя материальные ресурсы кооператива «Перспектива» организовал перепечатку в Москве большим тиражом журналов НТС «Посев» и «Грани», «Вестника РХД», других журналов русской эмиграции, парижской газеты «Русская мысль». Непосредственно перед поездкой на форум НТС в США на Пушкинской площади в Москве милиция задержала мою машину, набитую религиозным и политическим самиздатом и перепечаткой тамиздата. Наши парни раздавали её бесплатно прохожим, с соответствующими комментариями. Поразительно, но начальник знаменитого десятого отделения милиции после многочасовых переговоров со мной, прерываемых консультациями с начальством, вернул мне машину со всем содержимым. Вряд ли на них подействовали мои заявления о том, что мы свободные люди в свободной стране и имеем право читать и делиться независимым печатным словом с соотечественниками. Сказал, правда и о том, что на конференции в Нью-Йорке, куда направляюсь через несколько дней, обязательно поделюсь опытом взаимодействия с правоохранительными органами. Режим явно сдавал, особенно по тем направлениям, где встречал твердую, но неагрессивную (ибо агрессивное поведение давало все основания для ответных репрессий власти) гражданскую активность.

Конечно, всё это было затратными программами, но я ощущал, что вкладываю капитал в обустройство своего родного дома – большой Родины и что эти «инвестиции» в созидание здорового общества наиболее перспективны, в том числе для меня и моих детей. Оставшиеся деньги ушли на организацию Российского Христианского демократического движения и издание газеты «Путь». После расстрела в октябре 1993 года Дома Советов наши капиталы обнулили в банке «Менатеп» М. Ходорковского, – либо по указанию сверху, либо по своевременной инициативе «ревнителей» демократии и либерализма. В наступивший период грабительского капитализма условия приумножения капитала стали бесчеловечными – необходимо было попирать все устои, убивать, либо быть самому убитым. Господь сохранил меня, выведя из-под огня.

Виктор АСЮЧИЦ

Комментариев нет:

Отправить комментарий