вторник, 20 февраля 2018 г.

ГИБЕЛЬ БОГОВ НАТУРАЛИЗМА Часть 28. Антропогенез - космогенез







Кос­мос как плоть че­ло­ве­ка

Во мно­гих ан­тро­по­го­ни­че­ских ми­фах со­хра­ни­лось пред­став­ле­ние о том, что ду­ша че­ло­ве­ка до при­ня­тия пло­ти уже об­ла­да­ет предысторией, судь­бой. Оче­вид­но, это вос­по­ми­на­ния о стран­ст­ви­ях че­ло­ве­че­ских душ в космическом хао­се, ста­но­вя­щим­ся ма­те­ри­ей ми­ро­тво­ре­ния. В ре­зуль­та­те твор­че­ско­го упо­ря­до­чи­ва­ния хао­са ма­те­рия по­сте­пен­но об­ре­та­ет фор­мы жи­вой пло­ти.
Плоть – это ма­те­рия, при­няв­шая ду­хов­ное на­ча­ло. Дух за­пе­чат­ле­ва­ет­ся в ма­те­рии и она ста­но­вит­ся его пло­тью. «Ир­ра­цио­наль­ное и слу­чай­ное в фор­ми­ро­ва­нии су­ществ, осо­бен­но ор­га­ни­че­ских, свя­зан­ное с не­об­хо­ди­мым, до­ка­зы­ва­ет, что в этой об­лас­ти дей­ст­во­ва­ла не од­на лишь гео­мет­ри­че­ская не­об­хо­ди­мость, что здесь иг­ра­ли роль и сво­бо­да, дух» (Ф. Шел­линг). Ду­ша че­ло­ве­ка по­ды­ма­ет на себе весь строй кос­мо­са. При­род­ный по­ря­док и гар­мо­ния – сле­ды че­ло­ве­че­ско­го во­пло­ще­ния, сту­пе­ни творческого обуз­да­ния ме­о­ни­че­ских сти­хий.
Во всех ан­тро­по­го­ни­че­ских ми­фах в раз­лич­ных фор­мах ут­вер­жда­ет­ся един­ст­во кос­ми­че­ской и че­ло­ве­че­ской пло­ти. Так, на­при­мер, в ря­де ми­фо­ло­гий соз­да­ние все­лен­ной объ­яс­ня­ет­ся смер­тью ан­тро­по­морф­но­го су­ще­ст­ва. Это смут­ные пред­став­ле­ния о том, что ми­ро­зда­ние своё на­ча­ло име­ет в нис­хо­ж­де­нии Пер­во­че­ло­ве­ка из веч­но­сти не­ба в смер­то­нос­ную вре­мен­ность зем­ли («В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1.1), что ро­ж­де­ние ми­ра – в доб­ро­воль­ной смер­ти Бо­га и Че­ло­ве­ка, в рас­пя­тии Бо­го­че­ло­ве­ка. В скан­ди­нав­ских ми­фах плоть по­гиб­ше­го Первочеловека ста­но­вит­ся ос­но­вой все­лен­ной: те­ло зем­лей, кос­ти го­ра­ми, че­реп не­бом, кровь мо­рем. В иран­ских, ве­дий­ских, древ­не­рус­ских ми­фах ка­ж­дой час­ти че­ло­ве­че­ско­го те­ла со­от­вет­ст­ву­ет определённая сфе­ра все­лен­ной. Ми­ро­зда­ние же, в свою оче­редь, рас­смат­ри­ва­ет­ся как ог­ром­ный че­ло­ве­че­ский ор­га­низм: ска­лы это кос­ти, поч­ва внут­рен­но­сти же­луд­ка, крас­ные гли­ны кровь. Во мно­гих ми­фо­ло­ги­че­ских тра­ди­ци­ях оди­на­ко­вы­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют­ся час­ти че­ло­ве­че­ско­го те­ла и час­ти ланд­шаф­та. Оче­вид­но, по­доб­ные пред­став­ле­ния от­ра­жа­ют тот факт, что нис­хо­дя­щий с не­бес в мир Пер­во­че­ло­век по­тен­ци­аль­но со­дер­жал в се­бе ие­рар­хию пер­во­об­ра­зов су­ществ и пред­ме­тов («И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» – Быт. 2.20). Ду­ша ми­ра есть дух че­ло­ве­че­ст­ва, а кос­мос плоть его, и по­то­му че­ло­ве­че­ская ду­ша – сре­до­то­чие бу­ду­ще­го кос­ми­че­ско­го по­ряд­ка. Мир в це­лом есть аре­на и ма­те­рия че­ло­ве­че­ско­го во­пло­ще­ния, кос­ми­че­ская эво­лю­ция пред­став­ля­ет со­бой эта­пы со­зи­да­ния ду­хов­ным пер­во­об­ра­зом че­ло­ве­ка соб­ст­вен­но­го те­лес­но­го об­ли­ка.
Кос­ми­че­ские, при­род­ные про­цес­сы – это ис­то­рия про­рас­та­ния че­ло­ве­че­ско­го ду­ха в ми­ро­вой ма­те­рии. Че­ло­век при­зван объ­ять со­бою всю ми­ро­вую ма­те­рию, а все­лен­ная долж­на стать его пло­тью. Че­ло­век с Бо­гом тво­рит кос­мос, при­ро­ду, жи­вот­ный мир. Он, как твор­че­ский со­рат­ник Бо­га, наделён спо­соб­но­стью тво­рить жи­вое ми­ро­зда­ние и жи­вых в нём су­ществ. При­ро­да по сути сокровенно близ­ка че­ло­ве­ку по­то­му, что она пред­став­ля­ет со­бой его жи­вую плоть – оду­хо­тво­рен­ную ма­те­рию, не­су­щую в се­бе сле­ды и ис­кру ду­хов­ной жиз­ни:

«Не то, что мни­те вы, при­ро­да
Не сле­пок, не без­душ­ный лик.
В ней есть ду­ша, в ней есть сво­бо­да,
В ней есть лю­бовь, в ней есть язык».
(Ф.И. Тют­чев)

При­ро­да жи­ва не са­ма по се­бе и из се­бя, а в си­лу ду­хов­но­го при­сут­ст­вия в ней ожив­ляю­ще­го бо­го­че­ло­ве­че­ско­го на­ча­ла. Мир в це­лом и в сво­их час­тях яв­ля­ет­ся жи­вым соз­да­ни­ем Веч­но­жи­ву­ще­го Твор­ца. Об­ра­зец ми­ро­уст­рой­ст­ва «яв­ля­ет со­бой веч­но жи­вое су­ще­ст­во… Ведь Бог, по­же­лав­ши воз­мож­но бо­лее упо­до­бить мир пре­крас­ней­ше­му и впол­не со­вер­шен­но­му сре­ди мыс­ли­мых пред­ме­тов, уст­ро­ил его как еди­ное ви­ди­мое жи­вое су­ще­ст­во, со­дер­жа­щее все срод­ные ему по при­ро­де жи­вые су­ще­ст­ва в Се­бе Са­мом» (Пла­тон «Ти­мей»).
По­зна­ние кос­мо­са как жи­во­го ор­га­низ­ма и при­ро­ды как оду­хо­тво­рен­ной пло­ти тре­бу­ет и со­от­вет­ст­вую­щих жи­вых и пер­со­на­ли­сти­че­ских способов по­зна­ния. Но ев­ро­пей­ский ра­зум в этом во­про­се про­дол­жил не платоновскую тра­ди­цию. В этой свя­зи не­об­хо­ди­мо остановиться на на­уч­но-тех­ни­че­ском от­но­ше­нии к кос­мо­су и при­ро­де, по­сколь­ку со­вре­мен­ная нау­ка узур­пи­ро­ва­ла соз­да­ние и тол­ко­ва­ние кар­ти­ны ми­ра.



Кос­ми­че­ская плоть че­ло­ве­че­ское те­ло

Вой­дя в мир вечные ду­ши объ­ем­лют всё ми­ро­зда­ние и на­прав­ля­ют его к преобразовательной це­ли. Раз­лич­ные ми­фо­ло­ги­че­ские тра­ди­ции опи­сы­ва­ют соз­да­ние че­ло­ве­ка из са­мых раз­но­об­раз­ных ма­те­риа­лов: кос­тя­ка жи­вот­ных, оре­хов, де­ре­ва, гли­ны, зем­ли. Это го­во­рит о том, что че­ло­ве­че­ские ду­ши про­ни­зы­ва­ют кос­ми­че­скую плоть, ожив­ляя её и вно­ся в неё смысл. Все ми­ро­вые те­ла воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те твор­че­ской ак­тив­но­сти ду­хов­ных мо­над. Ду­ши, про­рас­тая в плоти из хао­са, из со­стоя­ний смут­ных и не­рас­чле­нен­ных – к яс­ным и мно­го­об­раз­ным, по­ды­ма­ют с со­бой ми­ро­вую ма­те­рию, ко­то­рая вы­страи­ва­ет­ся в кос­ми­че­скую плоть.
Оче­вид­но, во­пло­ще­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных душ и со­бор­ных душ племён и на­ро­дов про­хо­дит раз­лич­ны­ми кос­ми­че­ски­ми пу­тя­ми, пе­ре­се­каю­щи­ми­ся либо не схо­дя­щи­ми­ся, до­пол­няю­щи­ми друг дру­га либо противоборствующими, в итоге скла­ды­ваю­щи­ми­ся в еди­ный ми­ро­об­ра­зо­ва­тель­ный по­ток. Ес­те­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние че­ло­ве­ка, то есть фор­мы об­ре­те­ния им соб­ст­вен­но­го те­лес­но­го об­ли­ка мо­гут быть раз­но­об­раз­ны. Мно­го­об­ра­зие ан­тро­по­го­ни­че­ских ми­фов отражают тот факт, что раз­лич­ным на­ро­дам от­кры­ты те или иные сто­ро­ны еди­но­го ан­тро­по­го­ни­че­ско­го про­цес­са, мифы повествуют о пу­тях душ народов к соб­ст­вен­ным те­лам.
Од­ни на­род­но­сти душ бо­лее по­гру­жа­лись в ха­ос, дру­гие ме­нее, ухо­ди­ли в раз­лич­ные сфе­ры ми­ро­вой ма­те­рии и соз­да­ва­ли раз­но­об­раз­ные об­ли­ки кос­ми­че­ской пло­ти. Од­ни со­об­ще­ст­ва душ ос­тав­ля­ли за со­бой кос­ми­че­ские об­ра­зо­ва­ния и те­ла, дру­гие – те или иные фор­мы флоры, тре­тьи про­рас­та­ли к соб­ст­вен­но­му об­ли­ку бо­лее че­рез фор­мы фауны. По­это­му их ми­фо­ло­ги­че­ская па­мять при­кре­п­ле­на к тем или иным сфе­рам, вся­кая на­род­ность ощу­ща­ет свою род­ст­вен­ность с определённы­ми яв­ле­ния­ми при­ро­ды или жи­вот­ны­ми. Это осо­бен­но за­мет­но на тех эта­пах, ко­гда че­ло­век ещё не вы­де­лял се­бя впол­не из при­род­но­го ло­на, не обо­со­бил­ся в сво­ей ду­хов­ной сущ­но­сти.

Пред­став­ле­ния ан­тро­по­го­ни­че­ских ми­фов о том, что все су­ще­ст­ва, жи­вот­ные, пред­ме­ты, яв­ле­ния и да­же все­лен­ная про­ис­хо­дят из час­тей те­ла Первочеловека, яв­ля­ют­ся смут­ны­ми вос­по­ми­на­ния­ми о про­цес­се про­хо­ж­де­ния ду­ша­ми лю­дей со­зи­даю­ще­го ря­да, на­зы­вае­мо­го кос­ми­че­ской эво­лю­ци­ей. Кос­мо­ге­нез сле­ды и от­ра­же­ни­е ан­тро­по­ге­не­за. Эво­лю­ция все­лен­ной ока­зы­ва­ет­ся фор­мой во­пло­ще­ния че­ло­ве­че­ской ду­ши. Кос­мос в це­лом пред­став­ля­ет со­бой плоть че­ло­ве­ка. Наи­бо­лее вы­со­кие фор­мы жиз­ни – это эта­пы при­уго­тов­ле­ния соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­ско­го те­ла.
Животный мир, как и всё в мире, является представительством человеческой души. Через неживую материю вечные души сообща приготовляют путь воплощения. В образе индивидуального живого существа каждая душа отрабатывает в материи определённые функции, приготовляет плотские формы, необходимые для последующего воплощения в человеческом облике. Животное может быть ступенью в восходящем воплощении, но может оказаться и фиксированным этапом ниспадения души. Восхождение-воплощение – это персонификация в формах мировой материи. Развоплощение же – это выход из мировой плоти, потеря своего назначения в ней, отпадение в менее персонифицированные состояния.
«Мир и есть че­ло­век, все­лен­ная и есть его те­ло, и сло­во че­ло­ве­ка на­до же, на­ко­нец, это по­стиг­нуть раз на­все­гда не есть пус­тая бол­тов­ня, но сло­во са­мо­го ми­ра, соз­дан­но­го Бо­жи­им сло­вом, и хра­ня­щим в се­бе это сло­во, и от­кры­ваю­щим его че­ло­ве­ку» (прот. Сер­гий Бул­га­ков). Та­ким рас­кры­ваю­щим смысл ми­ро­во­го раз­ви­тия сло­вом и ока­зы­вает­ся древ­ний ми­ф.
Ино­гда в ан­тро­по­го­ни­че­ских ми­фах рас­смат­ри­ва­ет­ся про­ис­хо­ж­де­ние от­дель­ных ор­га­нов че­ло­ве­ка ра­нее соз­да­ния его са­мо­го. Это­му по су­ти не про­ти­во­ре­чат со­вре­мен­ные на­уч­ные пред­став­ле­ния: те­ло че­ло­ве­ка, как наи­бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­но­го су­ще­ст­ва, за­клю­ча­ет в се­бе функ­ции и со­дер­жит ор­га­ны, ко­то­рые на низ­ших сту­пе­нях био­ло­ги­че­ской эво­лю­ции пред­став­ле­ны от­дель­ны­ми осо­бя­ми. Не­ко­то­рые про­стей­шие ор­га­низ­мы су­ще­ст­ву­ют как бы для то­го, что­бы раз­ра­бо­тать определённую функ­цию, ко­то­рая за­тем со­вер­шен­ст­ву­ет­ся в пло­ти бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных су­ществ и, на­ко­нец, вклю­ча­ет­ся со­став­ной ча­стью в ор­га­низм че­ло­ве­ка.
«Та­ко­вы, с од­ной сто­ро­ны, не­ко­то­рые внут­рен­но­ст­ные чер­ви, всё те­ло ко­то­рых есть ни что иное, как ме­шок са­мо­го эле­мен­тар­но­го строе­ния, за­клю­чаю­щий в се­бе од­ни толь­ко по­ло­вые ор­га­ны, на­про­тив весь­ма раз­ви­тые. С дру­гой сто­ро­ны, чер­ве­об­раз­ные ли­чин­ки на­се­ко­мых (гу­се­ни­цы и т.п.) суть толь­ко как бы один воплощённый ин­стинкт пи­та­ния во всей его не­на­сыт­но­сти… Ос­нов­ной червь, у на­се­ко­мых при­кры­тый сна­ру­жи, вби­ра­ет­ся внутрь у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных: их чре­во есть тот же червь, не толь­ко в эти­мо­ло­ги­че­ском, но и в зоо­ге­ни­че­ском смыс­ле» (Вл.С. Со­ловь­ев).
Весь при­род­ный мир яв­ля­ет со­бой ие­рар­хию способов рас­кры­тия в кос­ми­че­ской пло­ти че­ло­ве­че­ских пер­во­об­ра­зов, сту­пе­ни че­ло­ве­че­ско­го во­пло­ще­ния на ма­ги­ст­раль­ной до­ро­ге, ли­бо об­ход­ные или ту­пи­ко­вые пу­ти. Бо­гом соз­да­ют­ся пер­во­об­ра­зы всех су­ществ как го­лые по­тен­ции воплощения человеческого духа, имею­щие возможность бы­тия, но не са­мо бы­тие. Этим Тво­рец на­ме­ча­ет эта­пы, ко­то­рые ду­ша долж­на бу­дет прой­ти на пу­ти пре­об­ра­же­ния пло­ти. Че­ло­век же, по книге Бытия, на­име­но­ва­ни­ем вы­зы­ва­ет жи­вот­ных к бы­тию, на­де­ляя их спе­ци­фи­че­ской сущ­но­стью и ро­лью. Ду­ша че­ло­ве­ка при­ни­ма­ет пре­дос­тав­лен­ную Бо­гом воз­мож­ность и создаёт оче­ред­ную фор­му пло­ти, что­бы, усо­вер­шен­ст­во­вав её, ис­поль­зо­вать как сту­пень для пе­ре­хо­да к бо­лее вы­со­ким формам. Эта­пы это­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния скла­ды­ва­ют­ся в путь по­строе­ния ду­шой че­ло­ве­ка соб­ст­вен­ной те­лес­нос­ти. Этот про­цесс во вре­ме­ни и есть эво­лю­ция жи­вот­но­го ми­ра.
Об из­на­чаль­ной свя­зи ду­ши че­ло­ве­ка с жи­вот­ным ми­ром го­во­рят то­те­ми­че­ские пред­став­ле­ния, ут­вер­ждаю­щие на­ли­чие род­ст­вен­ных че­ло­ве­че­ско­му ро­ду или пле­ме­ни ви­дов жи­вот­ных, рас­те­ний, яв­ле­ний при­ро­ды, не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов. Согласно этим мифам че­ло­век ко­гда-то не от­ли­чал­ся от жи­вот­ных. Оче­вид­но, су­ще­ст­во­вал пе­ри­од, ко­гда мир был уже населён жи­вот­ны­ми, че­ло­ве­че­ские же ду­ши, вер­ша со­бы­тия, са­ми ос­та­ва­лись «за ку­ли­са­ми» зем­ной плоти. Всё более ус­лож­няю­щее­ся жи­вот­ное цар­ст­во яв­ля­лось пред­ста­ви­тель­ст­вом лич­ных душ в ми­ре, и в то же вре­мя пу­тём, на ко­то­ром окон­ча­тель­но со­зи­дал­ся соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­ский об­лик.
Дол­гие ве­ка Гос­подь со­вме­ст­но с че­ло­ве­ком со­вер­шен­ст­во­вал жи­вот­ное, ко­то­рое долж­но бы­ло стать вме­сти­ли­щем че­ло­ве­че­ской ду­ши и об­рес­ти аде­к­ват­ный её об­лик. Представления о то­те­ме – определённом животном, ко­то­рое воспринималось пле­ме­нем как род­ст­вен­ное, как пра­ро­ди­тель в про­шлом и по­кро­ви­тель в на­стоя­щем – го­во­рят о том, что раз­лич­ные со­об­ще­ст­ва душ про­жи­ва­ли раз­ные судь­бы в жи­вот­ной пло­ти. Оче­вид­но, всё мно­го­об­ра­зие жи­вот­но­го цар­ст­ва внут­рен­не ох­ва­че­но пу­тя­ми воплощения че­ло­ве­че­ских душ. Не че­ло­век про­изо­шел от обезь­я­ны, а обезь­я­на про­изош­ла от че­ло­ве­ка – сформировалась на позд­ней­ших пу­тях ду­ши че­ло­ве­ка к соб­ст­вен­но­му телесному об­ли­ку. Это не ис­клю­ча­ет то­го, что че­ло­век мог развиваться – во­пло­щать­ся и че­рез обезь­я­но­по­доб­ное жи­вот­ное.
На пу­ти об­ре­те­ния соб­ст­вен­но­го те­ла че­ло­век соз­дал и ос­та­вил по­за­ди се­бя слож­ный жи­вот­ный мир. В то же вре­мя, в диа­лек­ти­ке ми­ро­во­го во­пло­ще­ния бы­ли сры­вы и от­кло­не­ния. Ка­кие-то жи­вот­ные поя­ви­лись на свет в ре­зуль­та­те не­кое­го рег­рес­са – дви­же­ния на­зад в ди­на­ми­ке че­ло­ве­че­ско­го во­пло­ще­ния. Мо­жет быть, о та­ко­го ро­да яв­ле­ни­ях на­по­ми­на­ют ми­фы буш­ме­нов о том, что обезьяны ба­буи­ны не­ко­гда бы­ли людь­ми, но за­тем пре­вра­ще­ны в обезь­ян за ка­кую-то про­вин­ность. По ми­фам дру­гих аф­ри­кан­ских на­ро­дов шим­пан­зе – древ­ний на­род, ушед­ший в лес. Дей­ст­ви­тель­но, не­ко­то­рые ви­ды обезь­ян про­из­во­дят впе­чат­ле­ние не столь­ко не­до­во­п­ло­тив­ших­ся лю­дей, сколь­ко су­ществ, уте­ряв­ших бо­лее вы­со­кую фор­му су­ще­ст­во­ва­ния, не с не­до­раз­ви­ты­ми, а с за­мут­нён­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми чер­та­ми.

Древ­ние ми­фы по­ве­ст­ву­ют и о том, что мно­гие че­ло­ве­ко­по­доб­ные су­ще­ст­ва те­ря­ют че­ло­ве­че­ский об­лик, ко­то­рый со­хра­ня­ет­ся толь­ко у лю­дей. Оче­вид­но, здесь за­фик­си­ро­ва­на па­мять о том, что все во­шед­шие в ми­ро­вой ха­ос ду­ши про­хо­ди­ли этап ума­ле­ния и за­мут­не­ния из­на­чаль­но­го ду­хов­но­го об­ли­ка. При этом не­ко­то­рые из них на­столь­ко по­гряз­ли в хао­се, что не смог­ли под­нять­ся до че­ло­ве­че­ско­го об­ли­ка. Соб­ст­вен­но че­ло­ве­ком ока­зы­ва­ет­ся тот, кто че­рез по­те­рю на­хо­дит, че­рез ума­ле­ние воз­вы­ша­ет­ся, че­рез уход воз­вра­ща­ет­ся к пол­но­те соб­ст­вен­но­го об­ли­ка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий