воскресенье, 20 мая 2018 г.

ТВОРЕНИЕ. ГРЕХОПАДЕНИЕ. 5. "В начале"




«В на­ча­ле со­тво­рил Бог не­бо и зем­лю. Зем­ля же бы­ла без­вид­на и пус­та, и тьма над безд­ною, и Дух Бо­жий но­сил­ся над во­дою» (Быт. 1, 1-2).
Импульс к со­тво­ре­нию ми­ра в глу­би­нах Бо­жи­их со­вер­ши­лся в на­ча­ле. Та­ин­ст­вен­ное пер­вое сло­во Свя­щен­но­го Пи­са­ния ука­зы­ва­ет на ло­но Бо­же­ст­вен­ных пер­во­дей­ст­вий.
Это на­ча­ло «ни с чем не свя­за­но, ни­че­му не ра­бо­леп­ст­ву­ет, не в от­но­ше­нии к че­му-ли­бо рас­смат­ри­ва­ет­ся; но сво­бод­но и не под­чи­нен­но, от­ре­шён­но от вся­ко­го от­но­ше­ния к дру­го­му; за не­го не пе­ре­сту­па­ет ра­зу­ме­ние; да­лее его нель­зя про­сти­рать­ся по­мыс­ла­ми; для не­го нель­зя най­ти и че­го-ли­бо за­пре­дель­но­го” (св. Ва­си­лий Ве­ли­кий).
На рус­ский язык сло­во­со­че­та­ние в начале Вла­ди­ми­ром Со­ловь­е­вым пе­ре­во­ди­лось – как во гла­ве, что мо­жет оз­на­чать гла­вен­ст­во этой сфе­ры над все­ми про­чи­ми, а также ука­зы­вать на область твор­че­ских мыс­лей Бо­га, и, в то же вре­мя, на сами эти мысли. В на­ча­ле мо­жет пе­ре­во­дить­ся и как в ос­но­ва­нии, что зна­чит ос­но­ва и на­ча­ло все­го. Другой перевод – в луч­шей сво­ей час­ти – ука­зы­ва­ет на то, что область тво­ре­ния вы­де­ле­на в серд­це­ви­не бы­тия Бо­жия.
Биб­лей­ское в на­ча­ле – это выделенное в са­мом за­пре­дель­ном, в глу­би­не Соб­ст­вен­но­го бы­тия Бо­га ло­но тво­ре­ния Божьего. В со­кро­вен­ной глу­би­не Бо­же­ст­ва, в до­ми­ро­вом эо­не (веч­но­сти) про­яв­ля­ют­ся пер­во­ре­аль­но­сти тво­ре­ния: не­бо и зем­ля. Это ре­аль­но­сти со­тво­рён­ные, и в Са­мом Бо­ге ни­ко­гда не быв­шие, яв­ляю­щие­ся из не­бы­тия. И это рас­кры­ва­ет дру­гой ас­пект на­ча­ла как ис­ход­но­го ни­что. Бо­же­ст­вен­ное ни­что – по­ро­ж­дающее лоно в Боге, вместе с тем, это ни­что и вовне Я Бога. Но та­ковое «вне Бо­га» нужно по­ни­мать не про­стран­ст­вен­но. Бог объ­ем­лет Со­бою всё, и вне Его ни­че­го нет и быть не мо­жет, но в при­ро­де Бо­га мо­жет быть не­что вне Его сущ­но­сти, не­что эк­зи­стен­ци­аль­но (по су­ще­ст­во­ва­нию) не вхо­дя­щее в Его Я.
Итак, сущность Самого Бога – абсолютно трансцендентна всему тварному, но в лоне творения концентрируется творящая энергия Бога. По учению св. Григория Паламы, «энергии это Сам Бог в Его обращении к твари. Его творческая мощь, промыслительное попечение о мире, все Его явления миру и человеку не суть сама сущность Божия, которая остаётся неприступной и непознаваемой, а Божественные энергии, или точнее, единая, но многообразная и многочастная энергия (действование) всех Трех Божественных Ипостасей… Усия Св. Троицы есть понятие Бога, Сущего в Себе, Бога трансцендентного миру, но Который к этому миру, следовательно, и к человеку, обращён своею энергией или силою… Эта единая числом, но многообразная в своих явлениях миру энергия есть общее действие всей Св. Троицы. Оно не принадлежит одной только какой-либо Ипостаси, но всем Им Трём… В Боге кроме Его сущности и Ипостасей надо отличать и общую божественную энергию, одну числом, но многообразную в своих проявлениях (выступлениях, передачах, причастиях), как-то: промышление, силу, благость, предведение, чудотворение, воздаяние, созидание» (арх. Киприан).
Тво­ре­ние из ни­че­го оз­на­ча­ет, что про­из­во­дя­щий акт ис­хо­дит из не­обу­слов­лен­ных глу­бин Бо­же­ст­вен­но­го хо­те­ния. Соз­да­ние аб­со­лют­но но­во­го сю­же­та не обос­но­ва­но ни са­мой Бо­же­ст­вен­ной при­ро­дой, та­кой, ка­ко­ва она бы­ла до ак­та тво­ре­ния, ни ка­кой-ли­бо ма­те­ри­ей, хао­сом или ме­о­ном (не-су­щим), ни воз­мож­но­стью ка­ко­го-ли­бо бы­тия вне Бо­га. Тво­ре­ние из ни­че­го оз­на­ча­ет толь­ко, что Бог воз­же­лал в Се­бе иметь не­бы­ва­лое и со­тво­рил то, че­го в нём ещё не бы­ло. Это глу­бин­ное в на­ча­ле и яв­ля­ет­ся пер­во­им­пуль­сом и пер­во­сфе­рой твор­че­ско­го ак­та Соз­да­те­ля.
Реальность на­ча­ла ис­хо­дит из Са­мо­го Я Бо­га, но вы­де­ля­ет в при­ро­де Бо­жи­ей ло­но соз­да­ния аб­со­лют­но но­во­го бы­тия. Даже современная наука смутно предощущает началополагающее лоно творения: «Сегодня самой авторитетной космогонической моделью является так называемая инфляционная модель, в ней принимается, что массивный космос начал своё существование не с точки, как считалось до этого, а с некоторого объёма физического вакуума”, раздувшегося от нулевых размеров на предыдущей, очень короткой стадии» (В.Н. Тростников). Предыдущая же очень короткая стадия – это пер­вый акт тво­ре­ния из не­бы­тия в бы­тие.
В на­ча­ле – оз­на­ча­ет, на­вер­ное, что и для Бо­га этим бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло не толь­ко тва­ри, но и са­мо­го твор­че­ст­ва, творения, а также иных на­чал в бы­тии Бо­жи­ем. В на­ча­ле Бог ста­но­вит­ся Бо­гом-Твор­цом. Твор­че­ст­ва не бы­ло, как не бы­ло про­ти­во­пос­тав­ле­ния бы­тия не­бы­тию, и оно на­ча­ло быть. Соб­ст­вен­но, с это­го про­ти­во­стоя­ния и на­чи­на­ет­ся тво­ре­ние. Но это начало не есть начало времени, и оно явлено не во времени, а ещё до временного эона. Отсчёт времени начнётся с появления мира сего.
При­ро­да Бо­жия пре­ис­пол­не­на ди­на­ми­ки и жиз­ни. В тот мо­мент, ко­гда Бог по­мыс­лил соз­дать Но­вое Бы­тие, Он ста­но­вит­ся Бо­гом-Твор­цом. В апо­фа­ти­че­ской (от­ри­цаю­щей все по­ло­жи­тель­ные бы­тий­ные ха­рак­те­ри­сти­ки) глу­би­не Бо­же­ст­ва, в на­ча­ле, вы­де­ля­ет­ся сфера тво­ре­ния, ку­да вхо­дит то из при­ро­ды Бо­га, что пред­на­зна­че­но уча­ст­во­вать в тво­ре­нии. В нём об­ра­зу­ют­ся два по­лю­са тво­ре­ния, в результате чего всё рас­па­да­ет­ся на про­ти­во­по­лож­ные сущ­но­сти. Та­ким об­ра­зом, по­яв­ле­нию но­во­го тво­ре­ния пред­ше­ст­ву­ет об­на­же­ние про­ти­во­по­лож­ных на­чал, соз­даю­щих по­ле твор­че­ско­го на­пря­же­ния.
Об­ра­тим взор в ту глу­би­ну Бо­же­ст­вен­но­го Я, в ко­то­рой при­ня­то ре­ше­ние о тво­ре­нии и в ко­то­рой осу­ще­ст­ви­лись пер­вич­ные им­пуль­сы, да­же предым­пуль­сы тво­ре­ния, в сфе­ру всех пред­на­чал, она же и есть са­моё на­ча­ло. Бог тво­рит в Се­бе и из Се­бя, но то, че­го ни­ко­гда и ни­где не бы­ло, – в этом сущ­ность твор­че­ст­ва, ко­то­рою на­де­лил его Тво­рец. И здесь воз­ни­ка­ет ан­ти­но­мия, про­ти­во­ре­чие или па­ра­докс тво­ре­ния: в Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де есть всё, но, с дру­гой сто­ро­ны, в ней тво­рит­ся то, че­го ещё не бы­ло. Как Бог тво­рит из ни­че­го и в то же вре­мя в Се­бе и из Се­бя?
Тра­ги­че­ская диа­лек­ти­ка этой про­бле­мы и ле­жит в ос­но­ве Божь­е­го тво­ре­ния, и сви­де­тель­ст­во это­го тра­гиз­ма – Бо­жие Рас­пя­тие. В то мгно­ве­ние, ко­гда Тво­рец ре­ша­ет соз­дать не­что ни­ко­гда не быв­шее, в не­драх Бо­жи­их про­ис­хо­дит пер­вич­ная твор­че­ская по­ля­ри­за­ция. То, чем всё долж­но стать, то есть за­дан­ный иде­ал, цель тво­ре­ния – про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся то­му в при­ро­де Бо­жи­ей, что долж­но стать иным. На­лич­ная при­ро­да по от­но­ше­нию к но­во­му бы­тию ока­зы­ва­ет­ся ни­чем, не­бы­ти­ем; ибо она ещё толь­ко долж­на на­чать быть. Но то­го, чем всё долж­но стать, в бы­тии ещё нет, а всё ос­таль­ное – есть. С од­ной сто­ро­ны, ни­что ещё, а с дру­гой – ни­что уже. Это пер­вич­ное твор­че­ское про­ти­во­пос­тав­ле­ние и есть на­ча­ло твор­че­ст­ва и тво­ре­ния.
Как в при­ро­де Бо­га что-то мо­жет быть час­тич­ным, не­дос­та­точ­ным или да­же не­бы­тий­ным, ко­гда по оп­ре­де­ле­нию Бо­же­ст­вен­ное есть са­ма пол­но­та? Ни­ка­кие ра­цио­наль­ные ка­те­го­рии не ох­ва­ты­ва­ют не­из­ре­чен­ных глу­бин Бо­жи­их. Но мы мо­жем ис­хо­дить из на­чаль­но­го эк­зи­стен­ци­аль­но­го фак­та, из опы­та Тво­ре­ния-Са­мо­рас­пя­тия Бо­га, яв­лен­но­го нам в об­ра­зе Ии­су­са Хри­ста и в от­кро­ве­нии Свя­той Трои­цы.
Бог тво­рит в Се­бе и из Се­бя, воз­же­лав все­объ­ем­лю­щую пол­но­ту Соб­ст­вен­ной при­ро­ды на­де­лить но­вым ка­че­ст­вом. Сам Бог в Сво­ей при­ро­де, то есть в том, что есть, вы­чле­ня­ет то, что долж­но стать иным. И хо­тя оно есть в своём про­шлом, его нет по от­но­ше­нию к то­му, чем оно долж­но стать. В от­но­ше­нии к то­му, что долж­но быть, всё, что есть, яв­ля­ет­ся аморф­ной мас­сой, по­тен­ци­ей, ма­те­ри­ей. Это – ни­что. Причём оно ни­что не из­на­чаль­но, но по­то­му, что перестаёт быть са­мим со­бою с мо­мен­та про­ти­во­пос­тав­ле­ния его но­вой за­дан­но­сти. Те­перь сфера ничто уже есть толь­ко в свя­зи с тем, чем всё долж­но быть – не­бом, как его иное, его ма­те­рия – зем­ля. Оно есть ни­что прин­ци­пи­аль­но и не­за­ви­си­мо от то­го, ка­ким бы оно ни яв­ля­лось са­мо в се­бе.
Итак, с об­на­же­ни­ем не­ба и зем­ли яви­лась, с од­ной сто­ро­ны, за­ду­ман­ная Бо­гом но­виз­на, то, че­го ещё не бы­ло и что ока­зы­ва­ет­ся по от­но­ше­нию к то­му, что бы­ло, но­вой за­дан­но­стью, це­лью. Зна­чит, с дру­гой сто­ро­ны, то, что бы­ло, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­ко­во оно са­мо по се­бе, по от­но­ше­нию к но­во­му ока­зы­ва­ет­ся не­упо­ря­до­чен­ной мас­сой. Всё ста­рое яв­ля­ет не­уст­рой­ст­во, не­упо­ря­до­чен­ность, бес­смыс­лен­ность са­мо по се­бе по от­но­ше­нию к но­виз­не и потому является по су­ти ни­чем. Из это­го сла­га­ет­ся инерт­ная мас­са – ха­ос зем­ли, то есть сфе­ра то­го, что ещё не есть что-ли­бо оп­ре­де­лён­ное.
Всё это не оз­на­ча­ет, что при­ро­да Бо­га оп­ре­де­ля­ет­ся свой­ст­ва­ми не­дос­та­точ­но­сти. Бог ни­чем вне Его во­ли неоп­ре­де­ля­ем. Но по во­ле Твор­ца в глу­би­нах Его при­ро­ды про­изош­ли не­ко­то­рые про­цес­сы, по­сле­до­ва­тель­ность и ра­зум­ность ко­то­рых от­ра­же­ны в строе на­ше­го ми­ро­зда­ния. По не­му мы мо­жем су­дить о том, что но­вый по­ря­док по от­но­ше­нию к се­бе яв­но пред­по­ла­га­ет не­упо­ря­до­чен­ность, но­вый смысл воз­мо­жен толь­ко по от­но­ше­нию к бес­смыс­лию. Ес­ли Бо­гом за­ду­ма­но что-то в Се­бе пре­об­ра­зо­вать в но­вое ка­че­ст­во, то по от­но­ше­нию к не­му всё ста­рое, ка­ко­во оно ни бы­ло бы са­мо по се­бе, ока­зы­ва­ет­ся го­лой по­тен­ци­ей, в ко­то­рую бу­дет внесён но­вый смысл.
Пер­во­об­раз­ный мир не­ба, в про­ти­во­пос­тав­ле­ние бес­смыс­лен­но­му хао­су зем­ли, оли­це­тво­ря­ет со­бой то, чем все долж­но стать по су­ти, вби­ра­ет в се­бя за­дан­но­сти, смыс­лы, на­зна­че­ния в их иде­аль­ном, то есть не­во­пло­щен­ном ас­пек­те. Мир идей Пла­то­на от­ра­жа­ет фор­маль­ный, струк­тур­ный, то есть чис­то иде­аль­ный ас­пект не­бес­ной пер­во­об­раз­но­сти. Ан­гель­ские сфе­ры хри­сти­ан­ско­го пре­да­ния вы­ра­жа­ют пер­со­на­ли­сти­че­скую на­пол­нен­ность то­го же пер­во­об­раз­но­го ми­ра.
Всё это в при­ро­де Бо­жи­ей, но, оче­вид­но, не рас­про­стра­не­но на всю её пол­но­ту, а со­сре­до­то­че­но в не­ко­ем ло­не тво­ре­ния. По­это­му оно внут­ри Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, не­по­сред­ст­вен­но вне­дре­но в неё, но не оп­ре­де­ля­ет её сущ­но­сти, а оп­ре­де­ляе­мо ею.

Таким бразом, та часть при­ро­ды Бо­жи­ей, ко­то­рая вы­де­ля­ет­ся к но­во­му тво­ре­нию в на­ча­лело­но Божьего тво­ре­ния – раз­де­ля­ет­ся и рас­ще­п­ля­ет­ся на два по­лю­са: не­бо и зем­лю. Раз­де­ля­ет­ся Твор­цом про­ви­ден­ци­аль­но, но рас­ще­п­ля­ет­ся внут­ри са­мой вет­хой при­ро­ды и по­то­му бо­лез­нен­но и тра­гич­но в са­мой се­бе. Эта изначальная тра­гич­ность тво­ре­ния от­зы­ва­ет­ся на со­стоя­нии Са­мо­го Твор­ца, и по­то­му ро­ж­де­ние Но­во­го Бы­тия есть му­ка и боль Са­мо­го Бо­га – Са­мо­рас­пя­тие Твор­ца.
Не­бо и зем­ля из­на­чаль­но и аб­со­лют­но про­ти­во­сто­ят друг дру­гу. Это – два по­лю­са или цен­тра, вы­де­лив­шие­ся в Са­мом Твор­це, и в то же вре­мя то, что соз­да­но в ос­но­ва­нии, то есть при­зва­но к еди­не­нию. Это явив­шая­ся в Бо­ге ак­тив­ная, тво­ря­щая сфе­ра, и то иное в нём, что при­зва­но к пре­об­ра­же­нию.
Все­мо­гу­ще­ст­во Бо­га бес­пре­дель­но. Он мо­жет не толь­ко быть пол­ным, но и ощу­тить неполноту в своём Бы­тии, не ста­но­вясь при этом не­дос­та­точ­ным и не ог­ра­ни­чи­ва­ясь. Ума­ле­ние Бо­га по Соб­ст­вен­ной Его во­ле не ума­ля­ет Его Бо­же­ст­вен­но­го дос­то­ин­ст­ва.
Что-то в Бо­ге бы­ло иным и бы­ло при­зва­но стать та­ко­вым, ка­ким оно долж­но быть. Сам Бог ре­шил стать дру­гим, и, воз­же­лав это­го, Он по­ро­дил в Се­бе об­раз же­лае­мо­го, и, с дру­гой сто­ро­ны, вы­де­лил то в Се­бе, что долж­но бу­дет под­вер­же­но из­ме­не­нию. Эта рас­ще­п­лён­ность быв­ше­го (не­бы­тия) и бу­ду­ще­го (пре­об­ра­жен­но­го бы­тия) в Бо­ге от­ра­же­на в на­шем ми­ре в том, что нуж­но пре­одо­леть, и в том, к че­му долж­но стре­мить­ся.
Итак, в до­ми­ро­вом эо­не пред­ста­ли в Бо­ге пред­веч­ные «что-то» и «не­что» (ни­что), то, что ста­ло тем, чем всё долж­но стать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий